Ссылки для упрощенного доступа

"Я уже измотана этим уголовным преследованием, мне каждый день снится, что я в тюрьме…"


Ильмира Бикбаева
Ильмира Бикбаева

В Октябрьском райсуде Уфы завершается судебное следствие на процессе по делу уфимской пенсионерки Ильмиры Бикбаевой, которая обвиняется в "финансировании экстремистской деятельности" известного башкирского политика и публициста Айрата Дильмухаметова.

Напомним, следствие регионального УФСБ посчитало, что пенсионерка, переведя на банковскую карту матери политика Агиляш Дильмухаметовой 1500 рублей двумя платежами в 2018 году и 4500 рублей семью платежами в 2019 году, "совершила предоставление средств, заведомо предназначенных для подготовки и совершения Дильмухаметовым преступлений экстремистской направленности".

Следствие также посчитало, что Бикбаева "умышленно оказывала ему [Айрату Дильмухаметову] помощь путем распространения в социальной сети "Facebook" материалов, направленных на сбор денежных средств, заведомо предназначенных для подготовки и совершения Дильмухаметовым преступлений экстремистской направленности".

Обвинение по ч.1 ст. 282.3 УК РФ (Финансирование экстремистской деятельности) было предъявлено Ильмире Бикбаевой в декабре 2020 года. Свою вину она не признала, заявив, что оказывала помощь матери Айрата Дильмухаметова, в распоряжении которой после ареста сына "остались незначительные средства к существованию".

Отметим отдельно, что все перечисления, которая делала Ильмира Бикбаева на карту матери политика в 2019 году, произошли после 14 марта, когда Дильмухаметов был задержан сотрудниками УФСБ, а затем арестован судом по ходатайству следствия. Защита пенсионерки также указывала, что приговор Айрату Дильмухаметову вступил в законную силу лишь в декабре 2020 года, когда платежи уже давно не производились.

В этот раз в суде прошел допрос самой подсудимой, Ильмиры Бикбаевой.

— Я уже два года не могу спать спокойно, мне каждый день снятся сны, что я в тюрьме, я уже физически измотана этим уголовным преследованием, — заявила подсудимая в начале допроса.

Подчеркнув затем, что она категорически не согласна с предъявленным обвинением, Ильмира Бикбаева затем, по просьбе ее адвоката, рассказала об обстоятельствах, при которых она совершала перечисления денег на карту матери Айрата Дильмухаметова.

— Мой отец, известный башкирский писатель и историк Зигат Султанов сообщил мне 28 сентября 2018 года, что на следующий день Айрат Дильмухаметов заедет за ним на автомобиле и они поедут в нашу родную деревню Сунарчи в Оренбургской области, чтобы установить памятный камень жертвам геноцида башкирского населения в этой деревне, который произошел в мае 1736 года. Отец попросил меня помочь деньгами на бензин Айрату. Около полуночи я сделала перевод (500 рублей) на карту Агиляш Дильмухаметовой с пометкой "Помощь Айрату от Ильмиры Бикбаевой". Я сделала чисто из добрых побуждений, поскольку Айрат не взял денег на бензин с моего отца, — рассказала Бикбаева, добавив, что, в дальнейшем, 13 октября 2018 года она перевела еще 1000 рублей в качестве взноса на покупку и установку обелиска.

Напомним, что этот же факт подтвердил на прошлом судебном заседании сам Дильмухаметов, допрашивавшийся в качестве свидетеля по делу Бикбаевой. Он также указал, что часть переведенных средств была израсходована на поездку в село Сунарчи и сооружение там обелиска в память о башкирах, погибших в 1736 году от рук карательной экспедиции войск царской России — по данным историков, было убито не менее 1200 человек, в том числе, женщин и детей (фото установленного обелиска можно посмотреть здесь).

Бикбаева также отметила, что средства в качестве своего взноса на установку памятного камня она переводила не только Айрату Дильмухаметову, но и некоторым жителям села Сунарчи, которые занимались такой установкой.

— Следствие не изучило содержание публикаций в Фейсбук, выбрало для себя только то, что нужно, — отметил адвокат пенсионерки Дмитрий Казаков.

Следствие не изучило содержание публикаций в Фейсбук, выбрало для себя только то, что нужно

По ходатайству защиты суд приобщил к материалам дела скриншоты статьи в Википедии об отце пенсионерки Зигате Султанове, страницы в Фейсбук, где был опубликован видеоролик с реквизитами банковского счета карты для сбора средств на обелиск и другие документы.

В дальнейшем, в 2019 году, по словам Бикбаевой, она переводила средства на карту матери Дильмухаметова уже после задержания и ареста политика в марте 2019 года. Пенсионерка также добавила, что не знала, за что был арестован Дильмухаметов, поскольку она — "юридически неграмотный человек" и "не хотела вникать в эту суть". Она также заявила, что не знала, за что политик отбывал прежнее наказание.

— Я видела его статью "Обращение к башкирской политической нации" (под статьей были опубликованы реквизиты банковской карты матери Дильмухаметова. – I.Р.). Но сама я ни в какую борьбу не вступала, ни с кем бороться не собиралась и не собираюсь. После ареста Айрата я уже помогала его матери, как и заявляла ранее. Разве это запрещено законом? — спросила пенсионерка.

Бикбаева также отметила, что деньги для переводов она брала из своей пенсии, которая "была честно заработана за 37 лет непрерывного трудового стажа".

— Вообще, я такой человек, что много кому перечисляла деньги — например, на помощь больным детям, на помощь бездомным кошкам и собакам. А теперь даже это боюсь делать, — эмоционально заявила подсудимая.

Я такой человек, что много кому перечисляла деньги — например, на помощь больным детям, на помощь бездомным кошкам и собакам. А теперь даже это боюсь делать

Представитель гособвинения Каримова поинтересовалась, почему Бикбаева не указывала точно в сообщениях при переводах на карту матери Дильмухаметова, что деньги перечисляются "на бензин", "на обелиск" и так далее.

— Зачем я должна была тогда конкретизировать? Я уже говорила в показаниях, на что именно перечисляла, — ответила Бикбаева.

Прокурор также спросила, с какой целью подсудимая осуществляла репосты сообщений, опубликованных в группе Фейсбук "Четвертая башкирская республика", на что Бибаева заявила, что через репосты на свою страницу она таким образом сохраняла интересные ей статьи, чтобы прочесть их в свободное время.

— Моя доверительница открыто дала суду показания, для каких целей, на что ею перечислялись средства на карту Агиляш Дильмухаметовой, — прокомментировал "Idel.Реалии" итоги допроса пенсионерки ее адвокат Дмитрий Казаков. — Каждый платеж она сопровождала текстом "Помощь Айрату". Но за помощь ведь у нас не судят. Она же не писала что-то вроде того — "Я вступаю в вашу борьбу", которая признана экстремистской, — следовательно, умысла у нее на совершение такого преступления не было. Утверждения гособвинения, что она была осведомлена о действиях Айрата Дильмухаметова, безосновательны. Тем более, что и сам Дильмухаметов отнюдь не призывал в своих публикациях перечислять ему средства на "войну", "революцию" на какую-то "экстремистскую деятельность" и тому подобное.

Очередное судебное заседание по делу Ильмиры Бикбаевой, на котором планируется перейти к прениям сторон, назначено на 21 июля.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG